Рециклинг и утилизация ТиТМ АПК
На сегодняшний день машинно-тракторный парк России насчитывает более 650 тыс. шт. комбайнов, тракторов и других технологических машин, а также около 40 млн. шт. автомобилей. Численность транспортных и технологических машин продолжает увеличиваться. Государственной программой «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» предусмотрено обновление парка сельскохозяйственной техники от товаропроизводителей в количестве 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов. Продажи новых автомобилей в РФ колеблются в пределах 1,8-2,8 млн. шт. в год. Значительно изменился качественный состав машин, появились новые устройства (кондиционеры, катализаторы и пр.), шире стали использоваться пластики, увеличилась номенклатура технических жидкостей.
Ежегодно 3-8 % транспортных и технологических машин (ТиТМ) в мире выходит из эксплуатации. Отработанные материалы (металлы, резина, полимеры, масла) образуются не только при списании, но и в процессе эксплуатации технических средств и представляют собой ценные вторичные ресурсы, конструкционные материалы, технические жидкости.
Низкий уровень использования вторичного сырья в России (в пределах 30 %, что в 2-2,5 раза ниже, чем в более развитых странах) приводит к значительным потерям материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах, а накопление неиспользуемых отходов приводит к интенсивному загрязнению окружающей среды. Резинотехнические изделия и масла перерабатываются всего лишь 5.6% от объемов потребления. шины изношенные - 10 %, полимерные отходы - 11,4 % и только лом черных металлов - 82,9 %,).
В то же время программным документом «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30 апреля 2012 г. предусмотрено, что в целях обеспечения экологической безопасности при модернизации и в процессе инновационного развития России к числу приоритетных направлений относится стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей; создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга; стимулирование проведения научных и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.
Рециклинг становится одним из направлений ресурсосберегающей утилизации и стимулом для совершенствования технологий восстановления отдельных конструктивных элементов, полнокомплектных машин, переработки утилизируемой техники и ее материальных компонентов во вторичные ресурсы.
Закон об автомобильном рециклинге принят и успешно работает во всех развитых странах. По данным Всероссийского НИИ автотранспорта, ежегодно во всем мире предприятия, специализирующиеся на утилизации старых машин, обеспечивают работой свыше полутора миллиона человек. При этом общая стоимость продукции, полученной после вторичной переработки, превышает 250 млрд. долл.
Проблема утилизации машин и их компонентов всегда присутствовала в деятельности предприятий технического сервиса. Технологические процессы, выполняемые на отдельных участках этих предприятий, связаны зачастую с образованием отходов производства: выхлопные газы, в том числе при очистке систем питания с использованием химических препаратов, отработанные масла и технические жидкости (участки диагностики и технического обслуживания); аккумуляторы и шины (аккумуляторные и шиномонтажные участки); пары растворителей, разбавителей и других лакокрасочных материалов (окрасочные участки), пришедшие в негодность агрегаты, узлы и детали. В процессе сервиса технических средств образуются полимерные отходы в виде отработанных деталей, упаковки запасных частей и материалов, тары. Поэтому неправильно организованная деятельность предприятий технического сервиса может нанести ощутимый вред окружающей среде.
Одно из основных направлений совершенствования организации технического сервиса ТиТМ должно быть сконцентрировано на разработку и организацию процессов сбора, хранения, рециклинга и утилизации отработанных материалов, реализация которых обеспечит рост перерабатывающих производств и снизит загрязнения окружающей среды. Необходимо нормативной документацией определить технологию утилизации не только полнокомплектных машин, но и отходов производства предприятий технического сервиса.
Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки вторичных материальных ресурсов определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции - ТиТМ, а также их агрегатов и узлов, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резину, стекло, эксплуатационные жидкости.
Практическая значимость решения проблемы состоит в необходимости формирования правовых основ оформленных в виде внесения дополнений к «Комплексной системе технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве», а также разработке проекта федерального закона об утилизации технических средств производства и его раздела, касающегося утилизации ТиТМ АПК.
Проблема в организации утилизации ТиТМ АПК связана в первую очередь с необходимостью наличия системы утилизирующих предприятий. В связи с этим целесообразно использовать для этой цели мощности ремонтно-обслуживающей базы АПК. Это позволит обеспечить значительное снижение затрат на создание новых предприятий по утилизации, повысить загрузку ремонтных предприятий, снизить издержки на ремонт машин за счет использования изъятых узлов и деталей списанной техники.
Сельскохозяйственные предприятия имеют свою территорию, но не имеют технологического опыта утилизации, поэтому они должны получить возможность кооперироваться с индустриальной инфраструктурой сферы утилизации города, формирующейся в пригородных зонах, для участия в совместном одинаково необходимом процессе переработки бывших в употреблении ресурсов.
Выдвинутая и реализуемая странами Евросоюза Концепция предусматривает, что процессы утилизации должны выполнять (или организовать их выполнение) фирмы-изготовители продукции, которая в части оставшейся после ее потребления подлежит утилизации. Исходя из этого условия, сельские товаропроизводители имеют полное право передать на утилизацию все, что они сами не производили.
Материалы региональной научно-практической конференции
студентов и аспирантов, посвященной 70-летию
Инженерного института (Мехфака) НГАУ (10 ноября 2014 г.)