Улучшение экообстановки при утилизации шин
Переработка шин – одна из наиболее актуальных экологических проблем, поставленных мировым автомобилестроением перед человечеством. Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды: они не подвергаются биологическому разложению и саморазрушению; огнеопасны и в случае возгорания, погасить их достаточно трудно, а при горении в воздух выбрасываются вредные продукты сгорания; при складировании они служат идеальным местом для размножения грызунов и кровососущих насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний.
Ежегодно в мире накапливается более миллиарда использованных автомобильных шин. Огромное количество изношенных шин находится на свалках. Непрерывный рост производства автомобильных шин определяет тенденцию долгосрочного роста поступлений использованных шин.
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин. По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) в 2000 году общий вес изношенных, но непереработанных шин достиг:
- в Европе - 2,5 млн тонн;
- в США - 2,8 млн тонн;
- в Японии - 1,0 млн тонн;
- в России - 1,0 млн тонн.
Количество изношенных шин постоянно растет. Этому способствует рост мирового автопарка. Число автомобилей, зарегистрированных в масштабах всего мира, перевалило за миллиард еще в 2010 году, к 2035 году составит 1,7 млрд.
Около 1,4 млрд. шин продаются по всему миру каждый год и практически в том же количестве образуются изношенные шины. Несмотря на увеличение срока службы шины и замедление экономического роста в Европе, США и Японии из-за финансового кризиса, эти объемы будут увеличиваться в виду прогнозируемого роста числа транспортных средств и увеличения объема перевозок по всему миру.
Согласно российским стандартам изготовитель гарантирует пробег (без ремонта) для шин легковых автомобилей 33 тыс. км, для шин грузовых автомобилей — 45 тыс. км и для городских автобусов — 60 тыс. км.
Эксплуатационные данные показывают, что средний пробег шины превышает гарантийный пробег и составляет (тыс. км):
- для легковых автомобилей - 42—45;
- средних грузовых - 55—60;
- тяжелых грузовых - 65—70;
- автобусов - 90—95.
В то же время в России переработке подвергается не более 20% использованных автомобильных шин, тогда как в Европе их использование достигает 76%, а в Японии 89%.
Проблема осложняется крайне недостаточным количеством предприятий, работающих с автомобильными шинами. Так, в 2009 год в России было всего 26 предприятий, производственная мощность которых составляла всего 137,3 тыс. тонн в год. Причем, по федеральным округам распределение неравномерное, так в Центральном Федеральном Округе располагалось 8 предприятий, суммарная мощность которых равна 71,2 тыс. тонн в год, что составляет более половины всех производственных площадей.
Проблема переработки изношенных автомобильных шин имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью, т.е. в место гор мусора мы могли бы получить новую отрасль промышленности - коммерческую переработку отходов.
Использованные автомобильные шины сохраняют достаточный уровень технологических свойств для повторной переработки и могут рассматриваться как вторичное сырье для получения ценного углеводородного топлива, резиновой крошки, лома легированной стали и вторичного текстильного материала. Достаточно сказать, что использованные автомобильные шины составляют до 90% всех резиносодержащих отходов.
Таким образом, утилизация автомобильных шин решает проблемы засоренности территорий, а также позволяет реализовать потенциал в области вторичного сырья и получить при их переработке экономическую выгоду.