Рост материально-технического благосостояния, развитие новых отраслей промышленности не может не приводить к засорению окружающей среды. Как утверждает статистика, в России накопилось около 82 миллиардов тонн мусора, это приблизительно 14000 футбольных полей. Как ни крути, а цифры поражают и заставляют задуматься. В связи с этим вопрос об утилизации отходов, в частности стеклотары, стоит сегодня очень остро. Ведь переработка стекла позволит сэкономить электроэнергию в результате сокращения некоторых этапов стандартного производства стекла, снизить расходы на изначальное сырье, уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу, очистить миллионы площадей от мусора.
В первую очередь необходимо правильно организовать сбор стеклотары. Все больше и больше предприятий для стеклянных упаковок выбирают эксклюзивный дизайн, который не пригоден для повторного использования, в результате чего он оказывается на мусорной свалке. И таких отходов более 90%. Сбор стеклотары можно осуществлять различными способами. Это могут быть приемные пункты, куда за определенную плату сдается стеклянная посуда. Также можно установить специальные урны для приема стекла. Потом эти урны будут освобождаться, а накопившийся стеклянный мусор использоваться для переработки. Бывает и другой механизм сбора стеклотары. Просто заключить договор на поставку стеклянного брака от завода-производителя. Вариантов сбора вторсырья множество.
А дальше процесс может развиваться по следующей схеме: пункты приема стеклотары заключают договор с предприятиями, которые занимаются переработкой стекла, те, в свою очередь, сотрудничают с заводами, ориентированными на выпуск первичной продукции. Таким образом, возникнет цепочка, обеспечивающая постоянное движение стеклянных отходов. Но тут встает вопрос с финансированием, а также непонятно: из чего будет складываться ценовая политика. Ведь каждое звено должно установить разумные цены, чтобы не было их неоправданного завышения. Здесь очень важны как государственная поддержка, так и инвестиции частных лиц.
К сожалению, ситуация в России в последнее время такова, что многие пункты приема стеклотары простаивают. Это объясняется тем, что прием стеклянной продукции с индивидуальным логотипом и эксклюзивным дизайном невыгоден для таких точек. Да и многие заводы отказываются работать напрямую с пунктами приема стекла, объясняя это экономической невыгодностью. В результате этого появляются дилерские цепочки, что приводит к значительному подорожанию стеклянной продукции. В идеале, России необходимо пойти по стопам Европы, где давно уже для мусора используются разные контейнеры, и где существует государственная поддержка перерабатывающих предприятий. Но это пока все в мечтах, на деле ситуация далеко не радостная. В России только начинают приступать к формированию системы сбора и переработки мусора, результаты можно будет увидеть через несколько лет.