Утилизация покрышек, шин
Так или иначе, уже невозможно стоять в стороне от цивилизованного подхода к теме утилизации нефтеотходов, загрязняющих природу и небезопасных для всего живого. Тем более что нефтешламы и отработанные шины, причисляемые к отходам 2-4 классов опасности, согласно закону подлежат обязательной утилизации. В частности, нефтешламы, переставшие быть побочным продуктом деятельности исключительно нефтедобывающих компаний, угрожают экологической безопасности не только вблизи нефтяных месторождений, но и вдали от них, поскольку неизбежно образуются в ходе работы с нефтепродуктами. Нефтяные шламы - углеводородные смеси с глиной, окислами металлов и водой – это различные химические соединения, под действием природных факторов превращающиеся в еще более непростые высокомолекулярные соединения. Утилизация нефтешламов и шин теперь необходима для нормальной деятельности предприятий, особенно - связанных с автомобильным бизнесом.
Затаривание производственных территорий автопарков, автогаражей, автосервисов, пунктов шиномонтажа, станций ГСМ изношенными покрышками, с одной стороны, и усиление государственного надзора за экологической безопасностью, с другой, делают услуги по утилизации углеродосодержащих отходов все более востребованными. Своевременная утилизация нефтешламов для предприятия – это решение важной эколого-экономической проблемы и предотвращение штрафных санкций экологических служб. Загрязнения разнообразных емкостей отходами таких нефтепродуктов, как мазут, керосин, дизельное топливо, бензин, относятся к резервуарным нефтешламам, загрязнения почвы – к грунтовым. К нефтяным шламам причисляются отработанные масла, смазки и замасленные отходы. Задача, успешно решаемая с помощью передовых технологий, - утилизация шин. Несанкционированные места складирования негодных автомобильных скатов являются источником хронической угрозы окружающей среде.
Горящие и дымящие свалки, куда свозятся выброшенные автошины, выделяют канцерогенные вещества. Автотранспортным же предприятиям, желающим избавиться от старых шин по всем правилам, помогают профессионалы, поэтому лучше не откладывать сдачу пришедших в негодность резинотехнических материалов и запчастей, складируя их и захламляя собственную территорию, а звонить переработчику и оформлять заказ на нужную услугу. Сжигание отходов нефтепродуктов безвозвратно губит все их ценные составляющие и создает вредные выбросы в атмосферу. Способы отстаивания и фильтрования тоже недостаточно результативны, так как неотфильтрованную часть приходится вывозить на захоронение. Действенность сжигания автошин ради получения энергии и в качестве топлива на цементных заводах тоже считается спорной. Установки для очистки выхлопов требуют немалых затрат и не всегда эффективны. Более перспективна утилизация шин путем их измельчения и разложения в реакторе на жидкое топливо, металлокорд и углеродный остаток.
Переработка – вот что сейчас стоит на первом месте. В нынешнем мире утилизация не означает «собрать, вывезти, закопать либо сжечь на свалке», в сегодняшнем понимании – это переработка отходов, в том числе и промышленных, без нанесения ущерба экологии, однако с извлечением максимума прибыли. Утилизация нефтешламов с использованием запатентованного оборудования дает на выходе процесса пустую породу, техническую воду и нефтепродукты. Порода затем вывозится на свалку, нефтепродукты - подвергаются дальнейшей переработке. В конечном итоге из нефтешламов и шин получают ликвидные продукты, среди которых - сажевый кокс, служащий основой для изготовления нефтяного сорбента; технический углерод; топливные брикеты; шпалы; резиновая крошка для дорожного покрытия; напольные коврики; плитка для тротуара; вязальная проволока. Современная техника переработки нефтешламов позволяет рекультивировать нефтезагрязненную почву с высадкой газонов.
Нефтешламы содержат в своем составе разные элементы, количество которых доходит до 50% от всей численности элементов, включенных в периодическую систему Менделеева, потому и технологии их переработки сложны. Применяются, например, методы пиролиза, коагуляции. Разрабатываются новые электроогневые и комбинированные технологии. Переработка не уничтожает жидкие и твердые отходы производства, а восстанавливает их полезные элементы. Ее польза и в том, что заказчик выполняет обязательства перед контролирующими организациями, одновременно сберегая природу и здоровье населения родного города.