Особенности российского рынка переработки ТБО
В конце прошлого века в обществе назрело осознание того, что увеличивающееся количество экологических проблем, связанное с ускоренным экономическим развитием, способно в дальнейшем привести к катастрофическим последствиям. Значимость решения проблем в экологии, возрастая, стала приобретать неотложный и явный характер. В России на данный момент благополучию в экологической сфере не уделяется достаточного внимания – реализация природопользования проводится в соответствии с принципом «загрязнитель платит», следует отметить недостаточную проработанность нормативно-законодательной базы, регулирующей размещение и утилизацию отходов. Финансирование деятельности в сфере экологизации осуществляется по остаточному принципу.
Статистические данные, представленные в таблице выше, демонстрируют снижение темпа роста инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование земель. Несмотря на общее увеличение объема инвестиций в 2013 г., на размещение и утилизацию отходов выделяются небольшие суммы денежных средств. Небольшой объем инвестиций в этой сфере, низкий уровень экологического воспитания и образования населения можно назвать факторами необратимого отрицательного воздействия на окружающую природную среду.
Переработка твердых бытовых отходов в Российской Федерации находится на более низком уровне по сравнению с развитыми государствами Еврозоны, Японией, США. Анализ мирового опыта позволил выделить в сфере переработки твердых бытовых отходов наиболее значимые направления развития: разработка механизмов налогового стимулирования в сфере экологизации; формирование логистической инфраструктуры, ориентированной на консолидацию субъектов хозяйствования, осуществляющих переработку твердых бытовых отходов, модернизация технологий переработки мусора.
Проблема размещения и вторичного использования твердых бытовых отходов в России стоит особенно остро и не соответствует современным мировым стандартам. Например, сейчас на специализированные площадки (полигоны для захоронения) отправляется: в США - 55% от общего объема отходов, в европейских странах - 40%, в России данный показатель составляет 81%. Сжигание мусора в США достигает 12,5%, в европейских странах - 20%, а в России - 13%. Переработка твердых бытовых отходов в нашей стране находится на крайне низком уровне, в России их перерабатывается всего 6%, в то время как в США этот показатель составляет 32,5% отходов, а в странах Европейского Союза доходит до 40%.
Структура утилизации твердых бытовых отходов в России, США и странах Европейского Союза в 2012 г., в %
Иными словами, в России более 90% твердых бытовых отходов представляют значительную угрозу окружающей среде, причем негативные последствия усугубляются еще и постоянным ежегодным ростом твердых отходов.
Данные показатели говорят о серьезной проблеме в области утилизации твердых бытовых отходов, что обусловлено крайне малыми объемами их переработки промышленными методами. Сейчас в российской экономике не сформированы рациональные условия и предпосылки для стимулирования использования вторичных ресурсов, поэтому количество сбора, оборота и рециклинга твердых бытовых отходов невысоки. В тоже время необходимо отметить, что экономистами доказана экономическая эффективность переработки вторичного сырья, которая объясняется ограниченностью материальных ресурсов, а также более низкими ценами на вторичное сырье, которые ниже цен на первичное сырье в 1,5-22 раза. Однако и данный факт не способствует развитию рынка переработки мусора, так, например, при производстве пластиковой продукции доля изделий из вторичного сырья в России составляет всего 4-5%.
В первую очередь, данную ситуацию можно объяснить отсутствием необходимой инфраструктуры, недостаточным количеством предприятий-переработчиков мусора, которых в России расположено менее 400 штук. При этом из 389 таких предприятий 243 единицы – это комплексы по переработке твердых бытовых отходов, 53 штуки – это комплексы по сортировке, остальные предприятия – это мусоросжигающие заводы.
Проведенный анализ демонстрирует слабый уровень развития рынка бытовых отходов в нашей стране, что говорит о реальной угрозе жизнедеятельности и здоровью населения, отражая ключевой аспект экологического кризиса Российской Федерации. Немаловажное значение в развитии рынка переработки твердых бытовых отходов имеет нормативно-законодательная база, регулирующая данный процесс.
К сожалению, российское законодательство в этой сфере имеет множество пробелов, основными из которых являются:
- Законодательные акты не соответствуют современным экономическим условиям, международным стандартам, научным представлениям о рациональном использовании
материальных и сырьевых ресурсов.
- Отсутствует законодательно закрепленная правовая норма об обеспечении приоритета переработки отходов над их размещением;
- Наблюдается отсутствие нормативно-правовых норм, регулирующих сферу обращения отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов, а это серьезно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку
- Не разработаны стимулирующие механизмы развития и модернизации технологий и оборудования в сфере переработки твердых бытовых отходов, внедрения малоотходных технологий
- Не сформирована концепция сбора, обработки и оборота отходов населением, непроизводственной сферой и промышленными предприятиями.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что основой государственной политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологизации должно стать приоритетное развитие рынка переработки твердых бытовых отходов. При этом следует помнить, что обеспечение экологически-безопасного обращения с отходами может быть достигнуто посредством совершенствования законодательной базы, утверждения стимулирующих механизмов развития предпринимательской активности в сфере переработки вторичного сырья, разработки методов выделения из мусора сырья, пригодного для дальнейшего использования, что в конечном итоге будет способствовать решению острейших социально-экологических проблем: охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан Российской Федерации.