Управление бытовыми отходами на примере Москвы и Московской области
Твердые бытовые отходы – это бич планеты. В последнее время эта экологическая проблема вызывает все большее беспокойство граждан развитых стран. Любая национальная политика должна быть направлена на рациональное управление отходами. Предотвращение образования отходов является лучшим вариантом обеспечения экологической безопасности, а затем повторное использование, утилизация и рекуперация энергии.
2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды. В этом году заработали интернет-портал Года охраны окружающей среды и прямая линия "Зеленый телефон". Именно в 2008 г. в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было провозглашено, что основными элементами направления «Экология производства» должно стать в числе прочего создание развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии.
В России за 2011 год общий объем образованных твердых бытовых отходов составил 52,9 млн тонн. В Москве образовалось около 25 млн. тонн отходов производства и потребления в 2011 году и в 2012 году эта цифра выросла до 27 млн. тонн, что говорит о тенденции увеличения количества образовавшихся отходов по сравнению с прошлыми годами. В нашей стране 95 % отходов до сих пор захоранивается на полигонах. На сегодняшний день существует 1 399 полигонов ТБО, а также 7 158 и 25 500 санкционированных и несанкционированных свалок соответственно. На территории только Московской области находятся 188 мест депонирования отходов общей площадью более 800 га, 33 из них действующие свалки. Многие из полигонов не отвечают современным требованиям. Около 80 % из них были сформированы более 20 лет тому назад. Свалки размещались в отработанных карьерах или использовались естественные отрицательные формы рельефа (овраги, балки). Образовывались такие свалки без учета экологических требований, не принимая во внимание геологическое строение и гидрогеологические условия. Сложившиеся обстоятельства способствуют негативному влиянию полигонов ТБО на окружающую среду.
Московская агломерация - одна из крупнейших в России по численности населения, где перманентно проживает 15 - 18 млн. человек. Большая часть образовавшихся столичных отходов вывозятся на подмосковные полигоны. «Хметьево» и «Дмитровский» - два основных полигона по утилизации московских отходов, ежегодно принимающие более 2 млн. тонн отходов. Необходимо отметить, что тариф на вывоз ТБО основного оператора в Москве ГУП "Экотехпром" от 400 руб., стоимость приемки отходов на подмосковных полигонах колеблется от 250-600 рублей за 1 тонну.
Данные природоохранных органов Подмосковья свидетельствуют о том, что эксплуатационные возможности нынешних полигонов сильно ограничены. Несмотря на это, полигоны муниципальных отходов на территории «новой» Москвы планируют оставить до 2025 года.
На официальном сайте фракции «Единая Россия» сказано, что в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» предусмотрены изменения о том, что на внутригородских территориях, включенных в состав Москвы, до 1 января 2025 года допускается нахождение ранее созданных объектов размещения отходов. В «Новомосковской области» расположены три закрытых полигона и один действующий, который с нагрузкой уже не справляется. Размещение любых полигонов ТБО на территории столицы не законно. С увеличением географических пределов столицы объемы твердых бытовых отходов неминуемо вырастут. Единственным выходом из не простой ситуации является развитие отрасли переработки твердых бытовых отходов.
Семь мусоросжигательных заводов в настоящее время работает в Москве, Сочи, Мурманске, Владивостоке и Пятигорске. Три завода по термической переработке ТБО в Москве функционируют по европейской схеме (общая производительность – 740 тыс. т в год), а также в городе работает 7 мусороперегрузочных станций (общая производительность – около 1 млн. т в год).
На мусоросжигательном заводе №2 ГУП «Экотехпром» введены новые французские и немецкие технологии. Производственная мощность – 130 тыс. т отходов в год. Эффективность газоочистки от сжигания отходов, – 99,8 %. Модернизирован мусоросжигательный завод №3 ООО «ЕФН – Экотехпром МСЗ 3», производственной мощностью 360 тыс. тонн отходов в год, с установкой двух технологических линий. Энергия вырабатывается в виде электричества и тепла для московских домохозяйств.
Мусоросжигательный завод №4 ГУП «Экотехпром», производственной мощностью 250 тыс. тонн отходов в год, использует шести ступенчатую очистку летучих газов, которая обеспечивает соблюдение санитарного законодательства Европейских стран по сжиганию отходов и очистке отходящих газов, а также требований российского природоохранного законодательства. 70 % электрической энергии используется на обеспечение собственных нужд завода и 30 % – передано в городскую сеть.
Выбросы диоксинов и содержание окислов азота мусоросжигательных заводов относительно ниже, чем это предусматривается в европейских нормативах. Экологическая безопасность МСЗ доказывается регулярными проверками государственных надзорных органов. Приемка отходов на мусоросжигательных заводах Москвы стоит 3 850 рублей за 1 тонну. Путем несложного подсчета можно скалькулировать сложившуюся ситуацию в столице (да и во всей стране в целом), что значительно дешевле отходы именно захоранивать на полигонах и свалках, нежели утилизировать на специализированных заводах. Из-за дефицита мощностей по промышленной переработке отходов и дороговизны термического метода утилизации отходов, большая их часть вывозится для захоронения на полигоны Московской области.
В России действуют около 400 предприятий по сортировке и утилизации ТБО, мощностью предприятий 22 млн. тонн в год, из них 35 в Москве и Московской области. В 2011 году было переработано около 1 % ТБО — только 27,6 тыс. т. Первую позицию занимает макулатура (24 тыс. т), менее востребованными оказались пластиковые бутылки (1,53 тыс. т), стекло (1,05 тыс. т), черный металл (0,37 тыс.тонн) и алюминиевые банки (0,2 тыс.т).
Сложившаяся в стране ситуация с коммунальными отходами, когда основная часть их направляется в места захоронения, требует принятия срочных и верных мер, тем более, что из динамики показателей отходов можно сделать вывод о продолжении тенденции преобладания их накопления и захоронения, а не использования. Для эффективного управления отходами необходимо предусмотреть международный опыт, современные технологии и передовые механизмы зарубежных стран. А также очень значимо повысить экологическую культуру социума.