Схемы управления бытовыми отходами
В области экологических проблем существует нехватка прикладных методик социально-психологического обеспечения их решения, обеспечения рационального природопользования. Ранее нами разрабатывались и применялись в исследовательских и образовательных целях имитационные модели и деловые игры.
Школа эффективных коммуникаций «Репное» в Воронеже пригласила участвовать в прикладном проекте «Проблема сбора, переработки и утилизации бытовых отходов». Участники были знакомы и принимали участие в проведении имитационных игр «Рыболовство», «Эколополи» и других на организованных образовательных семинарах.
Методом партисипаторного участия были разработаны концептуальные схемы нескольких проблем, охватывающих сбор, сортировку, утилизацию бытового мусора (рис. 1) – под руководством Е.А. Бахановой, А. В. Гладких, что позволило слушателям «Репного» освоить приемы партисипаторного участия в стратегическом планировании актуальной проблемы природопользования и городской экологии.
Рис. 1. Итоговая концептуальная схема элементов и взаимосвязей в проблеме, охватывающей сбор, сортировку, утилизацию бытового мусора, созданная под руководством Е.А. Бахановой, А. В. Гладких
Трудоемкость составила для 28 участников 6 часов. Разработанные схемы были упрощены для решения прикладных задач применительно к условиям Воронежа. Трудоемкость составила для 7 участников 5 часов.
Обучение языку системных диаграмм, их интерпретации и построению на их основе управленческих моделей все еще редкая практика в России. На основе, созданной с их участием, максимально подробной схемы (рис. 2), слушатели создали ее упрощенный вариант, доступный для их самостоятельного осмысленного восприятия и положенный затем нами в основу имитационного эксперимента.
Рис. 2. Упрощенная схема элементов и взаимосвязей, охватывающих сбор, сортировку, утилизацию бытового мусора, созданная слушателями школы «Репное»
Для перевода языка системной динамики на язык функций, «должностных обязанностей» участников Д.Н. Кавтарадзе был разработан и совместно с М.В. Немцовой реализован прием анимации концептуальной схемы участниками, исполняющими функциональные роли по должностным инструкциям. Схемы послужили опорой в разработке двух сценариев управления сложными системами сбора и утилизации бытовых отходов твердых и органических. Задача научить действовать в соответствии с описанными функциями и в предписанном концептуальной схемой месте – на территории эксперимента. Аналог хорошо известен по игре «Рыболовство» проф. Дениса Медоуза: роли и порядок действий соответствуют причинно-следственной схеме и предъявляются участникам только при завершении всей игры. Тогда каузальная схема становится понятной через собственные и других участников действия в игре.
Нами был выстроен ряд операций: проблема –> партисипаторный анализ –> концептуальная схема на языке символов системной динамики –> упрощение, замена символов словами –> раскрытие содержания слов и понятий через описание функций –> написания функциональных ролей –> администрирование имитационной игровой модели –> корректировка –> новая итерация –> обратный перевод на язык функций –> корректировка концептуальной схемы –> возможность организационного внедрения технологии решения проблемы. Для проведения имитационных экспериментов были составлены перечни атрибутов и инструментов, необходимых для предметного представления основных элементов моделируемой системы, которыми были обеспечены участники.
Сценарий проведения игрового эксперимента дополнен планом размещения участников и их учреждений в зале. Пример карточек – описания ролей приводится ниже (табл. 1).
Опыт проведения имитационных игр по концептуальной схеме школы «Репное». Задачи проведения игры по сценарию 1: воспроизвести в динамике деятельность системы сбора, перевозки, переработки и захоронения отходов, заняло 2 часа (5 циклов):
1) переполнение полигона (ущерб окружающей среде);
2) наступление нерентабельности перерабатывающего завода (отсутствие поставок);
3) возможности получения выгоды сортировки ТБО для жителей.
Обсуждение концептуальной схемы по завершении имитации привело участников к выводу о необходимости строительства мусоросортировочного завода как результата осмысления собственного участия – нового вида служебной деятельности.
Задачи проведения игры по сценарию 2: после перерыва участникам были розданы новые тексты ролей. Имитационный эксперимент длился 1,5 часа (7 циклов).
Участники воспроизводили приемы управления и определяли границы переполнения полигона, определяли условия рентабельности работы мусороперерабатывающего завода:
- испытывали возможность поставок больших партий сырья;
- обеспечивали управление регулярностью поставок рыночными механизмами;
- устанавливали условия выгоды сортировки ТБО для жителей и управляющих организаций: экономической, сохранения качества окружающей среды;
- выявляли условия заинтересованности перевозчиков обслуживать управляющие организации, которые затем разделяют отходы;
- выявляли ключевые моменты переговорного процесса.
Обсуждение экспериментов по анимации концептуальной схемы показало: студентам сложно понять модель, но посильно выполнение ролей, впоследствии есть вероятность ее использования, и внедрение модели целесообразно. Участники имитационного эксперимента отметили:
- в решении «мусорного» вопроса важна информированность населения;
- активная деятельность агентов (переработчиков) ведет к большему количеству отходов, собранных жителями для переработки, и увеличению рентабельности перерабатывающего завода;
- по мере проведения эксперимента инициатива у жителей падает и требует поддержки.
Были выявлены конфликтные ситуации, не противоречащие сценариям и служебных интересам (ролям) участников, часть которых была разрешена в рамках правил, включая принятие новых управленческих решений; было предложено обозначить управляющую функцию государства. Участники выявили и реализовали в модели несколько «серых схем» управления ТБО.
Полученный опыт подтверждает гипотезу о преодолении образовательных барьеров через первоначальное вовлечение в игровую имитационную деятельность и последующее осмысление собственного участия на языке причинно-следственных диаграмм. Сложные управленческие системы не поддаются словесному описанию для их осмысления.
Управление сложными эколого-экономическими системами нуждается в разработке инструментария обеспечения природопользования, систематизации ошибок управления. Для распространения метода системной динамики, выявления ее прикладного значения в обучении управлению необходимы методические вспомогательные инструменты для преодоления барьеров непонимания. Развитие рациональных схем природопользования потребует обращения не только к системной динамике, IT-технологиям, но и переводу технических языков на языки человеческих действий, анимации функциональных обязанностей работников учреждений и проектов рационального природопользования.